В каждой семье будь то русская, казахская, татарская есть свои семейные ценности, реликвии. Так и в нашей семье есть реликвии, которые передаются из поколения в поколение. Это пиджак с медалями и орденами и старый казахский национальный инструмент домбра. Эти ценные для нас вещи принадлежали когда-то моему дедушке, ветерану Великой Отечественной войны, труженику Нуртазинову Смагулу. Предки моего дедушки пришли в Сибирь много-много лет назад. Они кочевали с верховий реки Сырдарьи, пройдя весь Алтай, обосновались в Новосибирской области в Чулымском районе. Мой дедушка рано остался сиротой. Ему пришлось батрачить на баев. Затем, когда пришла Советская власть, работал в колхозах и совхозах, не боялся никакой трудной работы. Вся его жизнь была связана с разведением крупного скота, лошадей, овец. Кроме этого он умел плотничать. До сих пор во многих селах района стоят дома, срубы. Которые выполнены руками моего дедушки. Но всю жизнь, можно сказать с самого рождения, дедушка не расставался с домброй. Она была тем инструментом, при помощи которого он мог выразить свои эмоции и впечатления: радость и печаль, веселье и горе.
С древних времён в каждой казахской семье почти все могли играть на домбре и, конечно же, импровизировать, то есть делиться своими впечатлениями при помощи слов, сложенных в своеобразную песню. (К сожалению, эта традиция постепенно исчезла в казахских семьях, проживающих на территории России). Каждый вечер, после трудного рабочего дня, дедушка с удовольствием брал в руки свою любимую домбру и наигрывал различные мелодии. Как любили дети и внуки эти вечера! Каждая песня, спетая им, эта целая история. Она рассказывала об удивительных приключениях великих батыров, о прекрасной любви Кыз Жибек и Толегена, о приключениях брата и сестры Мурлык и Зарлык, о таинственном острове Берсакельмес, если туда пойдёшь, то назад не вернёшься. Это удивительно, как люди могли сохранять и передавать в устной форме из поколения в поколение эти удивительные слова и волшебную музыку. А какие весёлые частушки сочинял делу л: ха. Во время праздников он всегда был в центре внимания, любил весёлые песни, особенно хорошо у него получалось наигрывать русскую «Подгорную». И вот настал момент, когда дедушке пришлось расстаться с домброй — его призвали на фронт. Он рассказывал, как в конце войны, находясь в одной из освобождённых европейских стран, его однополчанин, тоже казах, сказал, что соскучился по родному краю, по дому, по семье и разным песням. «Вот бы хоть разок услышать звуки родной домбры, тогда умирать будет не страшно!» -сказал он. Услышав эти слова, дедушка нашёл кусок дерева и фанеру, между боями на привале он изготовил корпус для домбры (тут и плотницкие навыки пригодились). Затем, высушив тонкую баранью кишку и натянув её, сделал две струны (этот способ был знаком ему ещё от его предков). Соорудив таким образом домбру, дедушка во время передышки между боями, устроил настоящий айтыс. Как, наверное, удивительно было услышать над альпийскими просторами эту своеобразную национальную мелодию великого казахского народа. Благодаря звучанию двух струн, песням предков войны на мгновение побывали в родной стороне. Пролетели над любимой степью, и хотя бы в мыслях коснулись родной земли.
Рассказывая эту историю, дедушка обычно наигрывал что-то грустное и протяжное, ведь не все бойцы вернулись домой, многие так и остались лежать в чужой земле.
Каждый год девятого мая, когда его приглашали на торжественное собрание или встречу, надевал пиджак с медалями и орденами, брал свою любимую домбру и шёл на праздник. Ни одно празднование Дня Победы не обходилось без его весёлой «Подгорной», под которую плясали оставшиеся в живых войны, ветераны, освободившие Родину и всю Европу от фашизма.
В одних семьях реликвиями являются картины, драгоценности, предметы старины, а в моей семье нет ничего дороже старого с немножко потёртым воротником пиджака с орденами и медалями и простой казахской домбры.
Ведь это не только о дедушке, это напоминание нам о тех корнях, от которых мы происходим и о том, что нужно хранить свою культуру и традиции.
Мария Екимова. Барабинский филиал НОККиИ.