Вс. Дек 8th, 2024

В нашей семье всегда гордились предками, родословием. Фамильная гордость и интерес к своей родословной — всё это ветви одного дерева. Судьба нашей семьи также, как и судьбы тысячи других семей, отражает историю Родины, государства. В любой стране есть свои вечные ценности – это любовь к Родине, своему делу, верность своей профессии.

Во многих семьях есть трудовые династии. Такая династия есть и в нашей — педагогическая.  

Всегда с большим уважением в нашей семье относились к профессии учителя. Педагог не только передает знания, но и вкладывает частичку своего сердца и души в учеников. Помогает найти путь в жизни. Труд его благороден и необходим.

Сегодня я хотел бы рассказать не об одном учителе, а о нескольких представителях нашей семейной педагогической династии.

Основатель династии – Екатерина Ивановна Катаржнова родилась 26.06.1923 года.

Екатерина с увлечением и особым старанием училась в школе. И как результат – в аттестате все пятёрки. Но успешное окончание школы совпало с началом Великой Отечественной войны, поэтому сразу поступить в педагогический техникум, как мечтала она в детстве, не получилось. Трудно приходилось выживать в военное время. Особенно после захвата её родной город Шебекино Белгородской области. Немцы объявили облаву на всех выпускников школы, успевающих на «отлично» по немецкому языку. Нужно это было чтобы те пропагандировали фашизм и выступали в роле переводчиков. В их числе оказалась и Екатерина. Долгое время удалось скрываться Кате. Затем город освободили от фашистов.

После войны, Екатерина Ивановна окончила Курский педагогический техникум. Вернулась в родной город. Там стала работать учителем немецкого языка. Впоследствии Екатерину Ивановну назначили директором школы.

Действительно, моя прабабушка за свою педагогическую деятельность воспитала много мальчишек и девчонок, а многих перевоспитала. Дала знания о русской истории. Учила любить свою Родину через деяния своих предков. Её бывшие ученики, которые сами уже бабушки и дедушки, с благодарностью вспоминают мою прабабушку.

За годы руководства в школе, она много сделала и для учреждения. Много сил было вложено в строительство школьного здания.

Продолжила педагогическую династию её дочь Клавдия Фёдоровна Черных (Катаржнова). Дата её рождения – 23.10.1950 г. В 1972 году окончила Белгородский педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы.

Получив филологическое образование, Клавдия Фёдоровна  начинает преподавать. Она вспоминает:

«Мы, молодые учителя, всегда стремились к чему-то новому. Выписывали педагогические журналы. Искали специальную литературу… Очень хотелось заинтересовать учеников. Хотелось видеть оживленный блеск ребячьих глаз».

Известно, чем ярче личность, тем сильнее ее стремление к совершенству. «Чтобы учить, педагог сам должен знать и уметь многое», — часто повторяла Клавдия Фёдоровна. Она всегда была отзывчива на новое, необычное. 40 лет посвятила воспитанию и обучению детей русскому языку и литературе. Из них 18 – была директором школы в селе Нижний-Урюм Здвинского района. Яркий и неординарный педагог, талантливый руководитель, прекрасная хозяйка, мама двоих дочерей.  Труд ее был неоднократно отмечен почетными грамотами и благодарственными письмами. Клавдия Фёдоровна удостоена звания «Учитель-методист», «Отличник народного просвещения». Награждена «Орденом Славы III степени», медалью «За вклад в развитие НСО». Имеет знак ЦК ВЛКСМ «Лучшему учителю-комсомольцу».

Дело бабушки и мамы продолжила Лилия Алексеевна Ермакова (Черных). В 1994 году закончила НГПУ по специальности учитель начальных классов. С 1996 года работает в школе №3 учителем изобразительного искусства. С 2004 года является заместителем директора по ВР.

Моя мама рассказывает: «Часто мои ученики меня спрашивают, не сожалела ли я о выборе профессии. Мой ответ всегда одинаков – нет. Никогда не жалела и не жалею. Учитель дает не только знания, не только учит детей, но и направляет их. Часто это наставник и человек, который может дать совет и просто выслушать. Для меня очень важно, когда мои мальчишки и девчонки мне доверяют. Со своими проблемами и вопросами приходят ко мне. А иногда просто разговариваем по душам или делятся своими переживаниями».

Семейная традиция подхвачена третьим поколением.  И это ещё не финиш на пути учительской профессии в нашей  дружной и творческой семье. После окончания школы я планирую поступать в педагогический колледж. И наша педагогическая династия продолжится.

Беседуя с родными, рассматривая старые фотографии, я понял, как важно знать историю своей семьи. Я нашёл и узнал много интересного и нового о родных.

Изучил факты из педагогической биографии моих родственников — прабабушки, бабушки и мамы. Пришёл к выводу, что мои родные несмотря на трудности оставались верными своему делу, своей профессии, своему долгу.

Люди, связанные родственными отношениями выбирают одну профессию, один путь в жизни, отдают своё сердце детям. По моему мнению, большую роль в этом играет близкий пример, который всегда перед глазами. Для моей бабушки примером в её педагогической деятельности была её мама, а для моей мамы примером была её мама и бабушка. В этом прослеживается преемственность поколений. Но невозможно стать настоящим учителем, лишь следуя по стопам родителей, не имея на это желания и веления души.

Да,  могу твердо сказать, что для всех людей, о которых я рассказал, быть учителем — это не просто профессия – это жизнь, судьба, призвание.

Автор: Алексей Ермаков.