Чт. Ноя 21st, 2024

О зрении школьников в первый день школьных занятий мы поговорили с главным детским офтальмологом Новосибирской области Анжелой Фурсовой.

«В школу приходит небольшой процент детей с миопией, к третьему классу близоруких —порядка 30%, – рассказывает Анжела Фурсова. – К восьмому классу уже больше половины детей имеют хотя бы небольшую степень близорукости. К окончанию школы уже ту или иную патологию зрения имеют порядка 70%. Статистика везде примерно одна. Школьная близорукость сейчас стала бичом и проблемой».

Причина этого, по словам врача, – изменение образа жизни детей, стрессы, отсутствие движения, высокие нагрузки. Риск развития миопии превышает 80%, если это заболевание есть у родителей. На состояние глаз влияет даже питание ребенка: для правильной работы зрительного аппарата нужен витамин А, витамины группы В, полиненасыщенные жирные кислоты, белок, которых много в натуральной пище и практически нет в фастфуде. Из-за неправильной осанки пережимаются сосуды шеи, нарушается кровоснабжение головного мозга, а патологии соединительной ткани, малое количество коллагена и эластина мешает правильному развитию глазного яблока, склер и глазных мышц.

При формировании зрительного аппарата важно, чтобы глаза получали и разные виды нагрузки. Если глаза получают нагрузку одного типа, то формируется привычно-избыточное напряжение аккомодации (аккомодация – способность глаза менять фокусное расстояние – прим.).

«Привычно-избыточное напряжение аккомодации или ПИНА – это еще не спазм, но уже формирование привычки, предпосылка к плохому зрению, – говорит офтальмолог. – Если ребенок длительное время смотрит на что-то вблизи, не переводит вдаль взгляд, если он малоподвижен, не гуляет, не занимается спортом, а смотрит все время в планшет, телефон, компьютер, то формируется привычно-избыточное напряжение. Как правило, это дети начальной или средней школы».

Отдых глазам, по словам врачей, дети не дают даже на переменах. Чтение или просмотр видео с телефонов вызывает ПИНА, а длительный тонус переходит в патологическое состояние и снижение остроты зрения. Предотвратить ухудшение зрения важно на самом раннем этапе.

 «Основная профилактика – школьные физкульт-минутки, – подчеркивает Анжела Фурсова. – Детям нужно расслаблять глазные мышцы, переводить взгляд с близкого расстояния на дальнее. Должен быть правильный источник света, подобранный по росту стул и стол. Все должно быть подобрано под правильное формирование осанки и правильное расстояние до тетради. Например, в Китае близорукость – большая проблема. И сейчас они делают на партах на уровни груди ребенка поручни, которые не позволяют наклоняться. Это заставляет детей держать нужное расстояние до тетради. И это тоже метод профилактики».

Следить за зрением детей врач рекомендует с самого раннего возраста. В год малыша осматривает окулист, чтобы исключить врожденные патологии развития глаз и онкологические заболевания, провести исследования зрения и при выявлении проблемы начать лечение. Второй раз нужно показать ребенка окулисту в 3-4 года, третий – перед школой. По словам врача, чем раньше выявить проблему со зрением, тем больше шансов, что ребенок будет нормально видеть как можно дольше.

«Лечение – это очковая коррекция, и не надо ее бояться в [дошкольном возрасте], – объясняет офтальмолог. – У детей, которые очки не надели, сформируется амблиопия, то есть «ленивый глаз», а потом и косоглазие, потому что этот ленивый глаз отклонится в сторону и перестанет участвовать в зрении. А вот у детей, которые вовремя надели очки, к 7-летнему возрасту будут совершенно здоровые глаза».