Сб. Май 10th, 2025

Несправедливо то, что с уходом ветеранов Великой Отечественной войны не сохраняется информация о них. Мы, подрастающее юное поколение, должны знать и помнить  тех, кто ценой своей жизни,  здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков.

Я хочу рассказать о ветеранах Великой Отечественной войны, педагогах школы №2 — Овчинниковых Елене Назаровне и Сергее Матвеевиче, честно сражавшихся на фронтах войны, и честно трудившихся на благо нашей Родины, выполняя свою главную задачу по воспитанию подрастающего поколения.

Елена Назаровна родилась 16 марта 1921 года. Она была девятым ребёнком в семье Поздеевых Назара Лаврентьевича и Татьяны Афиногеновны. Супруги проживали в селе Покровка в сорока километрах от города Уфы и работали в сельской школе, исполняя обязанности сторожа, истопника и технички. Семья жила бедно, спасала их от голода только корова да помощь родственников.

Вскоре, не выдержав голодной и нищей жизни, в сорок два года, умерла мама. Старшие дети были определены: кто жил своей семьёй, кто служил в армии, кто учился в школе – интернате. С отцом остались Лена 4-х лет и двухлетняя Нина.

Когда пришла пора отдать в первый класс Лену, Назар решил вернуться в Уфу. Там он устроился работать в тюрьму надзирателем.

В школу девочки пошли в одежде, перешитой руками заключенных из списанной арестантской одежды. Это были пальто и платья из колючей грубой материи. Часто сестрам приходилось есть остатки арестантской баланды, которые отец приносил из тюрьмы.

Елена Назаровна не по годам росла серьезной девочкой, отлично училась в школе, очень любила читать и мечтала стать учителем русского языка и литературы.

…22 июня 1941 года Елена сдала последний государственный экзамен в Уфимском учительском институте и получила распределение в деревню Талалаевку Стерлитамакского района. А через 10 месяцев молодую учительницу вызвали в военкомат и сказали: «Положение на фронте серьезное, не хотели бы вы пойти служить в армию?» Ей дали возможность посоветоваться дома с родными. Колебаний не было ни малейших, конечно, на фронт.

Первый эшелон девушек-комсомолок отправился из Уфы весной 1942 года. Девчата пели патриотические песни и были полны решимости выполнить свой гражданский долг перед Родиной и жестоко наказать проклятых фашистов. Елена Поздеева влилась в войска противовоздушной обороны, став наблюдателем — телефонисткой в батальоне ВНОС (воздушное наблюдение оповещение связь). В задачу девушек – бойцов входило постоянное круглосуточное наблюдение за воздушным пространством, обнаружение самолетов противника, определение их высоты, направление и оперативное сообщение в штаб. Их служба помогала вовремя поднимать советские боевые самолеты на перехват противника, объявлять в городах воздушную тревогу.

Сначала батальон ВНОС отступал вместе с армией, а после битвы под Сталинградом (девушки были её участниками) стал медленно продвигаться на Запад. На всю жизнь Елена Назаровна сохранила фронтовую дружбу с девушками – однополчанами, переписываясь со многими из них долгие годы.

День Победы Елена Назаровна встретила в польском городе Бельск – Подляски и вскоре была демобилизована. Командование предложило желающим остаться в части вольнонаемными. Елена согласилась служить библиотекарем в батальоне авиационного обслуживания. Здесь она и познакомилась со своим будущим мужем – молодым красивым летчиком Сергеем Овчинниковым, который служил в гвардейском, дважды краснознамённом 21-м авиаполку командиром звена ночных бомбардировщиков.

За год до начала войны Сергей Матвеевич Овчинников поступает в аэроклуб города Бердска. Но на этом не останавливается, а идет учиться в военно-авиационное училище в Новосибирске, которое в 1943 году оканчивает. И затем отправляется в действующую армию, где совершает полеты на Берлин на самолетах ТБ-2, ТБ-3 (скоростной ночной бомбардировщик). Все рвались на фронт и, вот, наконец, в январе 1944 года он попал в действующую армию. Их эскадрилья базировалась сначала на Западной Украине, затем в Белоруссии. Сергей служил в Севастопольском дважды краснознаменном авиационном полку дальней авиации, был командиром экипажа, который состоял из четырёх человек. Летал на ночных бомбардировщиках СБ, ТБ-3, ИЛ-4. Это большие тяжелые машины под брюхом несли четыре бомбы.  Шли эти самолеты только ночью, высоко, до двух километров в высоту.

Закончил Гвардии младший лейтенант Сергей Матвеевич войну в Польше, в городе Бельск – Подляски, где и встретил День Победы. Имеет благодарность от «товарища Сталина» за взятие городов: Бухареста, Будапешта, Кёнигсберга, Давщича , Свинемюнде и Берлина.

Елена Назаровна и Сергей Матвеевич награждены Орденами Отечественной войны II степени.

23 февраля 1946 года сыграли веселую полковую свадьбу. Летом, когда демобилизовался Сергей, молодожены поехали к родителям мужа в сибирский городок Барабинск.

Елена еще в дороге твердо решила, что в школу она не вернется, так как за пять лет службы в армии она основательно забыла литературу. Зачем детям такой учитель? Но вышло все иначе. Буквально через пару дней после их приезда в дверь постучала заведующая Городским Отделом народного Образования Вера Ароновна Эйдельмандт и предложила Елене преподавать русский язык и литературу, а Сергею – руководить авиамодельным кружком на детской технической станции.

Так Овчинниковы связали свою жизнь со школой и остались на этом посту вплоть до ухода на пенсию. У Елены Назаровны, вопреки ее страхам, получилась просто звездная профессиональная биография. Хотя вначале было действительно тяжело. Она ночами читала Толстого и Фадеева, учила стихи, чтобы утром прочитать их в классе.

И с дисциплиной на уроках у нее никогда не было проблем. Сама этот феномен объясняет просто: в классе сидели дети, которые пережили войну и очень хотели учиться. Но, наверное, была и другая причина. Уроки у них вела не вчерашняя студентка, а участница суровых боев на полях Великой Отечественной войны.

Работали в школе №2 с 1946 по 1963 гг. Елена Назаровна – учитель русского языка и литературы, Сергей Матвеевич – учитель трудового обучения, также  в школе – интернате №11.

Елена Назаровна учила своих учеников любить русский язык и родную литературу, уважать труд людей.

История организации дополнительного образования Барабинского района начинается с тех далёких послевоенных лет, когда вся страна поднималась с разрухи. Директором первой станции техников стал Сергей Матвеевич Овчинников, бывший военный лётчик, ветеран Великой Отечественной войны. Первое здание Детской технической станции в этот период размещается в жилом доме по улице Советской (в районе обводной железной дороги и в районе первых трёхэтажных домов). Сейчас этого здания уже нет, его снесли. Сергей Матвеевич ведёт туристический, авиамодельный кружки, а вместе с ним работает Андрей Иванович Кильчевский, который ведёт радиотехнический, электротехнический кружки. Оба руководителя участники Великой Отечественной войны. Овчинников С.М. военный лётчик, А. И.Кильчевский радист, бывший партизан. Из воспоминаний Юрия Васильевича Чекунова «Этот послевоенный период был трудным и тяжёлым, но ребята с большим интересом и увлечением занимались в кружках Детской технической станции» .

6 января 1953 года С.М. Овчинников освобождается от занимаемой должности в связи с ликвидацией Детской технической станции, Сергею Матвеевичу предложили быть директором Дома пионеров.  В течение года производился ремонт помещения, а параллельно велись занятия кружков технического направления на базе школы № 2.  В 1959 года Дом пионеров был открыт по улице Краскома, 84.

Первых кружковцев Дома пионеров было 45 человек. Здесь ребят принимали в пионеры. Будущие пионеры давали торжественное обещание верности и преданности Родине, партии и коммунизму. Директор Дома пионеров также вёл кружки: туристический и авиамодельный, а методистом работала Ольга Павловна Шерстюк (1959-1962гг).

Вот пример из газеты «Коммуна» за январь 1948 года. Она писала о том, что учащиеся школ №№ 1, 2 в зимние каникулы совершили лыжный поход в окрестности Барабинского района. Руководил им директор детской технической станции С. М. Овчинников.

На вопрос журналиста: «Что главное в семье?» супруги, справившие золотую свадьбу, ответили: «Любовь, понимание и забота. Когда всё это есть, тогда и дети растут — умные, одаренные и трудолюбивые».

Супруги Овчинниковы на протяжении многих лет всегда были желанными гостями в школе – интернате и школе №2. Встречаясь с ребятами, они рассказывали о тяготах войны, боевых друзьях. Своим жизненным примером ветераны Великой Отечественной войны учили своих детей, внуков и воспитанников нашей школы преданности Родине, уважению к труду, любви к Родному краю.  

Велика роль ветеранов-педагогов нашей школы в воспитании подрастающего поколения. В исследовательской работе были отмечены биографические события ветеранов-педагогов школы- Овчинниковых Елены Назаровны и Сергея Матвеевича: в военное и мирное время.

У каждого ветерана богатая военная биография, есть награды за военные подвиги. Каждый из них был ранен, каждый из них смотрел в лицо смерти не один раз. Но такие вот военные трудности не сломили дух мужества и силу воли наших воинов. Они с честью и достоинством все выдержали и все преодолели. Такие мужественные люди работали в нашей школе. Они также, по-честному и работали, как воевали. Много мероприятий прошло в школе под руководством ветеранов, и их непосредственном участии. Хорошо была организована спортивная работа. Принимали активное участие в районных и областных соревнованиях. Проводились военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок», «Смотры строя и песни», ходили в походы.

Все наши ветераны-педагоги уважаемые и замечательные люди, мудрые, грамотные, проницательные. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом мире.

Дарья Лемешева/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *