Ушедший 2022 год ознаменовался для г. Барабинска поистине историческим событием: 16 декабря школа № 3 стала лицеем. Отметим, что в похожих по географии, составу населению и прочему муниципальных образованиях области уже давно имеются подобные учебные учреждения. Например, в Татарске есть лицей, в Карасуке – лицей и гимназия, в Куйбышеве – гимназия и т. д. В нашем же городе лицей открывается впервые. Что позволило получить новый статус, какие изменения произойдут в образовательной системе школы, и как это коснется учащихся, педагогов и родителей, рассказывает директор лицея Евгений Гутов.

Учреждение, где реализуется множество проектов

– Любое учреждение, достигнув определенных результатов и уровня сложности, может либо оставаться на прежней позиции, двигаясь по кругу, либо подниматься по спирали на новый виток развития, как и произошло в нашей школе. Что способствовало переходу на более высокую ступень, случилось ли означенное одномоментно? Нет, мы шли к этому порядка 10 лет. Система работы, выстроенная в школе, позволила реализовать многие проекты, в том числе открыть специализированные классы, которых на данный момент функционирует 5. Высокомотивированные дети занимаются по особым программам, отличающимся от нормативов общего образования углубленным уровнем, для чего выбрано три направления. Уже традиционное инженерно-технологическое образование (где профильными предметами являются математика, физика и информатика). Агротехнологический класс (с профилем – математика, химия, биология), первый выпуск которого состоится в текущем году. И класс педагогической направленности, подобного ему в Барабинском районе больше нет, а всего по области только в 10 школах.

У нас одних в районе открыт «Центр цифрового и гуманитарного образования» Точки Роста. Также только наша школа является единственной в сельской местности ресурсным центром образовательной системы CUBORO, предназначенной для реализации инженерных компонентов. Еще мы являемся площадкой для реализации деятельности проекта по профориентации «Лифт в будущее», где на федеральном уровне выиграли грант и вошли в пятерку победителей всероссийского отбора. Региональный ресурсный центр развития образования тоже находится у нас. Кроме того, сегодня мы первые в районе, кто осуществляет региональный проект «Школа-центр физической культуры и здорового образа жизни».

Определяет не название, а содержание

Главная ценность воплощаемых в жизнь проектов – результативность. Школа № 3 по итогам академической успешности уже довольно длительное время находится в числе учреждений, показывающих высокие результаты, которые сопоставимы и даже выше результатов по региону. Возьмем, для сравнения, итоги ОГЭ за 2021 г. Русский язык: НСО – 3.9, Барабинский район – 3.9, школа № 3 – 4.1. Физика: НСО – 3.6, Барабинский район – 3.5, школа № 3 – 4.0. и т. д.

Мы взаимодействуем со многими партнерами, в чем тоже наше преимущество, ведь современный лицей должны отличать не только имеющиеся в учреждении резервы, но и те возможности, какие могут предоставить другие участники процесса. В частности, мы находимся в тесном сотрудничестве с Центром опережающей профессиональной подготовки НСО и Новосибирским Центром развития профессионального образования. В этих учреждениях дети уже на этапе обучения в школе приобретают специальность. Так, например, ребята из педкласса освоили профессию вожатого и получили соответствующие удостоверения. Подобных примеров много. Каждый из партнеров вносит свой вклад в развитие образовательной системы.

Таким образом, совокупность ресурсов, результативность детей, высокая квалификация кадров, большое желание развиваться дальше привело к тому, что учредитель принял решение о смене статуса школы.

От успеха в школе – к успеху в жизни

Что ожидать в будущем? Совершенствование всего того, что уже наработали. Уклад жизни есть, он будет кристализоваться в определенных направлениях, обрастать новыми. Глобальных изменений в связи со сменой статуса не произойдет. И, если школа стала лицеем, то, вопреки расхожему мнению, это не означает, что в ней останутся одни отличники. Участок, территориально закрепленный за школой, изменений не претерпел. Дети, проживающие в другой местности, в том числе и сельской, по-прежнему имеют право получать образование в нашем учреждении. Требования ни к первоклассникам, ни к другим учащимся повышаться не будут, но в то же время соответствовать уже существующему уровню они должны.

При этом надо помнить, что академические знания – не единственный параметр, по которому можно судить о ребенке. К примеру, одному ученику с трудом дается учеба, но он успешен в волонтерстве, другой – в искусстве, третий занимается защитой окружающей среды и т. д. Участие ребят в различных мероприятиях, сменах, сборах дает им гораздо больше ведь сегодня будет успешен тот выпускник, у которого сформирована так называемая система 4 К: критическое мышление, коммуникативность, креативность и коллаборация (умение работать в команде). И создание такой среды – задача любого образовательного учреждения, вне зависимости от его статуса. От успеха в школе – к успеху в жизни – вот миссия нашей школы, а теперь уже лицея.

К слову, официальным символом учреждения стала ласточка. Сама эмблема синего цвета, цвета стабильности и удовлетворённости, представляет собой развёрнутую спираль, в центре которой находится ласточка. Несмотря на простоту изображения, спираль – сложный и ёмкий по значению образ, издавна она является началом начал, откуда стартует эволюция, развитие, движение жизни. А ласточка – это вестник добра, надежды и удачи. В размахе ее крыльев прослеживается изображение цифры три как символа единства детей, родителей и школы.

В завершение беседы Евгений Эдуардович провел небольшую экскурсию. Еще во время разговора я отметила для себя его фразу о том, что в образовательном учреждении даже стены должны учить и воспитывать. Интересное высказывание, которое тут же в коридоре подтвердилось наглядно. В одной из секций первого этажа на сплетенном паутинкой стенде расположены небольшие стикеры, в которых взрослые и дети рассказывают  о своих наставниках. На фотографиях не только знакомые лица ныне действующих учителей, но и родители, тренеры и т. д. Недавно на этом месте располагался «помогатор»: учащиеся предлагали друг другу свою помощь в решении самых разных учебных и бытовых задач («помогу написать сочинение», «моя мама может научить печь пироги» и пр.). Очень интересная задумка, реально помогающая выработке навыков коммуникации у ребят. Также я обратила внимание на школьную «парковку» – стенд, где ученики размещают вопросы на любую интересующую тему, получая затем ответы в школьном чате. Один из них вызвал невольную улыбку: почему нельзя приходить на уроки с игрушками или любимыми животными?

Однозначно, для меня, как мамы будущего первоклассника нововведения в образовании вызывают живой интерес. Готовя статью к выходу и памятуя о словах Евгения Эдуардовича «важна не столько стартовая подготовка ребенка, сколько среда, в которой он будет обучаться», я утвердилась в том, что мой сын точно будет учиться в лицее № 3.

Марина ТЕПЛЯКОВА.