«Ну, ребята, знаете, как правильно гвоздь вбить?» – положил учитель чурочку и молоток перед мальчишками. В ответ один из них на полном серьезе предположил: «Шляпкой в дерево?» — «Давай, попробуй».
Да, было бы смешно, если бы не все так печально. Это ведь не сюжет «Ералаша», а реальная история из жизни, произошедшая в нашем городе. Дожили…
— Современные подростки, к сожалению, на самом деле мало что знают и умеют в плане элементарных бытовых навыков: забить гвоздь, вкрутить шуруп, накачать камеру и прочее, — говорит педагог дополнительного образования Вячеслав Греф. – А ведь это будущие мужчины, отцы семейств. Чему они потом научат своих детей? Помните, как было раньше на уроках труда? Мы все приходили в школьную мастерскую, надевали рабочие фартуки и налокотники, брали инструменты и вперед – пилить, строгать, колотить. Мастерили простенькие указки, толкушки, скалки, ящички и т. д.
Давно кануло в лету советское образование, дававшее не только прочные качественные знания, но и основы трудового воспитания. Не говоря уже про производственную практику, по окончании которой мальчики получали права тракториста, а девочки — корочки швеи или помощника воспитателя. Теперь все учатся по интернету как получать побольше денег, но при том поменьше работать. Да как стать блогером: вовсе трудиться не надо, болтай языком (по принципу «мели, Емеля, пока твоя неделя») и снимай себя любимого.
— На самом деле настоящий мужчина должен не только посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Как говаривал мой покойный отец, зачем платить кому-то деньги, если можно сделать самому? Мастер на все руки, проще перечислить то, чего он не умел. Плотник, столяр, печник, часовщик, электрик и пр. Я впитывал-перенимал от него навыки, едва научившись ходить. Часы, правда, не отремонтирую, но все остальное могу. В юности сам собрал несколько «Восходов» (мотоциклов – прим. автора). Техника осталась моей страстью на всю жизнь. В деревне у меня было три гаража, и в каждом имелся свой инструмент, касаемый строительства, транспорта и деревообработки.
Вот такого мастера на все руки и пригласил на работу в Воскресную школу настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» Дмитрий Бабкин. Они были знакомы еще с момента открытия церкви в с. Новочаново, под которую отдали заброшенное здание школьной мастерской. Именно его помогал вместе с односельчанами восстанавливать и ремонтировать Вячеслав Францович. В беседах с прихожанином священник поделился своей мечтой – создании столярной мастерской для детей при храме. В школьные годы он тоже увлекался деревообработкой, а сделанную своими руками солянку хранит, как память, до сих пор.
— В с. Новочаново у Вас был бизнес — держали магазин. Предпринимательство и педагогика — совершенно разные плоскости. Как решились сменить сферу деятельности?
— Почему бы не передать детям хотя бы минимальный опыт, если имеется такая возможность? Я же деревенский, а в деревне из чего все делают? Правильно, из дерева. Каждый год что-то строишь, мастеришь, сколачиваешь. Вдохновила меня еще история, которую увидел по случаю в интернете. В одном городе мужчины из многоквартирного дома организовали «курсы ликбеза» прямо в гаражах для местных мальчишек. Кто что умел, тому и учил ребятню: строгать рубанком, пользоваться шуруповертом, крутить гайки и болты. Пацаны были в восторге, а уж мамы (большая часть из которых одиночки) были просто счастливы.
Так четыре года назад в Воскресной школе при храме открылась столярная мастерская, которую возглавил В. Ф. Греф. Помещение, где она располагается, небольшое, установлено три станка. В группе занимаются по 2-3 человека. Больше нельзя по технике безопасности. Как ни крути, а работа на станке травмоопасна, и каждый ребенок должен находиться в поле зрения педагога. Терпеливо, час за часом он объясняет ребятам новую для них науку. Процесс превращения обычной деревяшки в нечто полезное или эстетичное оказывает на них завораживающее действие. Вот было простое полено, годное лишь на топку в печи, и вдруг стало кухонной утварью, предметом интерьера и т. д.
— Видели бы вы глаза детей в это время! Их восторгу нет предела. А как они радуются, когда уносят свои первые изделия домой: «Я маме покажу. Сам сделал!» Ради таких моментов и стоит работать. Приходя сюда, ребята забывают про телефоны – болезнь 21-го века, поработившую сознание подрастающего поколения. Даже если на несколько часов удастся оторвать-отвоевать у Тик-Тока и Ютуба пару мальчишек – уже день прожит недаром. Большое значение имеет и нахождение мастерской именно в Воскресной школе. Сама обстановка исподволь воспитывает в ребятах чувство сопричастности к происходящему в храме, обогащает их внутренний духовный мир. Пусть не сейчас, пусть во взрослой жизни, основываясь на детских воспоминаниях, возможно, они придут в лоно церкви. Однажды был такой случай: во время занятия зазвонили колокола. Мальчишки выскочили из здания и слушали перелив, затаив дыхание. Им отчаянно захотелось попасть на колокольню. Я спросил разрешения у звонаря, но он, уставший, отмахнулся: «Давай, в следующий раз». Однако, увидев, как горят глаза у пацанов, передумал: «Пойдемте!» Дорога, как говорится, ложка к обеду.
Познание навыков столярного мастерства дело небыстрое. Вопреки расхожему мнению, не бывает так, чтобы за 3-4 занятия ребенок выучился всему. Это долгий, кропотливый труд, и задача педагога сделать все возможное, чтобы интерес к нему не угасал. Постепенно процесс усложняется: от прямого точения дети переходят к фигурному. Терпение, усидчивость, фантазия, образное мышление, математические способности, геометрические представления – вот неполный список «бонусов», которые идут в придачу к основным знаниям. В мастерской, помимо обычных, имеется также фрезерный станок с ЧПУ (числовое программное управление). Для его работы необходима специальная программа, составленная на компьютере. Таким образом дети еще не только учатся начальному программированию, но и применяют его тут же на практике.
— Один из обучаемых – Дмитрий Гилев – захотел смастерить целую композицию с домом, цветущей усадьбой, собачьей будкой, деревьями на лужайке и прочими ландшафтными моментами. Прежде чем приступить к работе, нужно придумать проект, так называемую, техкарту. Провести необходимые расчеты и измерения. Определить, из какого материала будут отдельные элементы, как и чем их скреплять. В любом случае это очень хороший опыт. В жизни все пригодится. С новичками мы используем сырую березу – она мягкая, точится легко. Потом переходим на другие породы деревьев или просто фанеру. У нас не бывает двух одинаковых экземпляров, все работы индивидуальны. Чем примечательно дерево, так это своим неповторимым рисунком. У каждого он свой, как отпечатки пальцев у людей. А удивительный лесной запах дарит чувство покоя и ощущения тепла домашнего очага.
Сегодня все больше людей предпочитают природные материалы. Дешевый китайский пластик порядком поднадоел населению. Гораздо приятнее пользоваться, например, деревянной лопаткой для сковороды или нарезать продукты на разделочной доске из дерева. А уж про хлебницы или шкатулки и говорить не приходится. Если хорошо освоить столярничество, то, ко всему прочему, оно может приносить неплохой доход или вовсе стать основной работой. Почему бы и нет? Сам себе хозяин, сам руководитель. Хочешь – трудись, не хочешь – сделай выходной.
— Как-то в торговом центре в Новосибирске увидел отдел с деревянными изделиями. Движимый любопытством поинтересовался, откуда товар. Продавец пояснила, что привозит его с Урала. Так вот, одна только тарелка, расписанная под хохлому, стоила у нее две с половиной тысячи рублей. Сейчас возможность создавать есть у каждого, а различные службы доставки привезут нужный материал и отправят потом готовое изделие адресату в любую точку мира.
Однако сам Вячеслав Францович на заказ или по шаблону работать не любит. Ему гораздо приятнее творить, воплощать в жизнь собственную фантазию. Зачастую даже он сам, ставя болванку на станок, не знает, что из нее в итоге получится. Каким образом поведет себя дерево, какой покажет рисунок или подсунет сучок. Прямо как настоящий папа Карло.
— Сколько нужно заниматься деревообработкой, чтобы стать профи?
— Да хоть всю жизнь! Каждый раз будет мини-открытие. Важно ведь, чтобы самому было интересно. У меня один мальчик, Сергей Негатин, ходит в мастерскую с первого дня. В прошлом году его работа на всероссийском конкурсе (куда было подано свыше 11 тысяч заявок) заняла первое место. Он многое уже умеет, однако нынче хочет дальше продолжить обучение.
Выбранная в последние годы стезя оставляет мало свободного времени В. Ф. Грефу. Получив образование (самое лучшее, по его словам, в Куйбышевском педколледже), он, помимо слесарной мастерской, трудится преподавателем робототехники и начального управления квадрокоптером в лицее № 3. А в праздничные дни и каникулярное время подрабатывает. Супруга Татьяна, полностью разделяя взгляды мужа, не понаслышке знает, что такое пропадать целыми днями с ребятней. Она сама педагог в Центре дополнительного образования детей и в Воскресной школе. В преподавательской семье подрастает еще один папин помощник – Гордей. Несмотря на юный возраст (два годика), он уже начал осваивать отцовский ручной инструмент. Старший сын Александр ведет прием терапевтических больных в Куйбышевской ЦРБ. Средний – Артур – учится в Новосибирском пединституте. Уж кто-кто, а эти двое из «троицы богатырей», работу руками давно освоили и знают ее на «отлично».
— Не стоит бояться браться за новое. Я ведь тоже никогда не думал, что буду педагогом. Учиться никогда и ничему не поздно. Выбрать можно любое направление, главное, чтобы оно приносило удовольствие, было по душе. Тогда ты и сам будешь гореть, и зажжешь в людях ответный огонь.
Марина ТЕПЛЯКОВА.