Сб. Июл 27th, 2024

Вот и прошли выпускные в детских садах, и перед многими родителями шести-семилеток встал вопрос, отдавать ли свое чадо в первый класс или подождать для его же блага до следующего года? Все дети разные: одни в этом возрасте уже умеют считать и читать, четко произносят слова, другие не могут сосредоточить внимание на одном предмете даже несколько секунд. Как определить готовность ребенка к школе, на что нужно сделать упор в летние месяцы, — об этом наш разговор с учителем-дефектологом Барабинского филиала ГБУ НСО ОЦДК Н. В. Разинькиной.

— Наталья Владимировна, какие существуют  параметры готовности ребенка к обучению?

— Физиологическая готовность к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически, то есть состояние его здоровья должно позволить успешно осваивать образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Будущий школьник должен знать, в какой руке и как держать ручку, понимать важность соблюдения основных гигиенических норм (правильная поза за столом, осанка и т.п.).

Психологическая готовность к школьному обучению состоит из нескольких компонентов: эмоциональная зрелость, социальная зрелость, интеллектуальная зрелость. Эмоциональная зрелость предполагает, что ребенок научился проявлять волевое усилие, стремится довести начатое дело до конца. Эта способность является крайне важной в овладении учебными навыками, поскольку в этот момент также развивается произвольное внимание, которое и формирует усидчивость, что позволяет выполнять даже не очень интересные учебные задания. Социальная зрелость включает в себя умение строить уважительные отношения со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками и непосредственное желание учиться в школе. Другими словами, малыш хочет пойти в школу  не потому, что там «много детей и можно играть», «туда ходит старший брат» или ему «интересно взять новый портфель и надеть красивую форму», а потому что он действительно стремится получить новые знания, понимает назначение школы и правила учебы в ней. Важно, чтобы ребенок умел различать отношения с педагогом и близкими взрослыми, соблюдать дистанцию, проявлять уважение и придерживаться ролевой позиции ученика, уметь подчиняться требованиям и следовать правилам, которые негласно устанавливаются в детском коллективе. Дошкольник должен еще и умственно созреть. Речь идет об  интеллектуальной зрелости, которая является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

— Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

 — Выполнять задания и заниматься какой-либо деятельностью в течение 20-30 минут, не отвлекаясь на внешние раздражители. Находить сходства и различия между предметами, картинками. Уметь выполнять работу по образцу. Знать цифры от 0 до 10, владеть порядковым счетом до 10 и обратно, уметь решать простые задачки в уме. Понимать с первого раза инструкцию к заданию. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ). Произносить правильно все звуки, без искажений. Уметь рассказать сказку, донести смысл просмотренного мультфильма или детской познавательной телепередачи, рассказывать по памяти стихи, скороговорки. Объяснять смысл пословиц. Составлять связный рассказ по сюжетной картинке или серии картинок. Обладать достаточным уровнем знаний о себе и окружающем мире – называть свой адрес, перечислять имена близких, профессии родителей. Знать по порядку времена года и месяцы, дни недели, уметь описывать природу родного края.

— В каком случае нежелательно отдавать детей в школу?

— Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании», школьником может стать гражданин, достигший шести с половиной лет. Определить ребенка в школу родители обязаны до достижения им восьмилетнего возраста. Дети в возрасте младше шести с половиной лет первоклассниками стать не могут, даже если обладают хорошей базой знаний, достаточной для поступления в школу. Педагоги и медики берут во внимание здоровье малыша, его функциональные возможности.

Важно принимать во внимание, есть ли у дошкольника неврологические нарушения, речевые трудности, хронические заболевания (в особенности те, которые ослабляют иммунитет) или ребёнок часто болеет, ему сложно находить общий язык с детьми, он не проявляет инициативы при взаимодействии, долго привыкает к детям, очень эмоционально переживает неудачи и не умеет (или с огромным трудом) справляется с проигрышами, критикой, тяжело переносит неожиданные события, изменения планов в последний момент, чрезмерно эмоционально реагирует на любые события, тревожится без видимого повода. С такими особенностями дошкольника нежелательно отдавать в учебное заведение в шесть с половиной лет. Полезно будет подождать, пока организм и нервная система будущего первоклассника окрепнут, лучше использовать этот дополнительный год с пользой для всех − уделить внимание укреплению здоровья ребенка, больше читать и развивать его кругозор и речь.

— Что делать, если мальчик/девочка испытывает затруднение в общении с незнакомыми людьми, педагогами и даже сверстниками?

— Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми. Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком. Стремитесь сами стать примером эффективно общающегося человека. Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, малыш становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

— Как быть, если отпрыск не выговаривает определенные звуки (картавит, шепелявит)?

— Лучше всего обратиться за помощью к специалистам: логопеду или дефектологу. Педагоги проведут обследование ребенка и окажут ему квалифицированную помощь. Но сидеть, сложа руки, тоже не стоит. Выполняйте дома различные пальчиковые упражнения и упражнения для развития органов артикуляционного аппарата (губы, щеки, язык), которые можно найти в обычных книжных магазинах. Выбирать нужно, разумеется, внимательно, так как некачественной продукции также очень много. Рекомендую Т. Ткаченко «Логопедические упражнения», Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса», Е. Косинова «Логопедический букварь», И. Скворцова «Логопедические игры».

— Многие родители переживают, что дети гиперактивны, не могут усидеть на месте? Нужны ли в таком случае какие-то препараты или витамины?

— При наличии устойчивых признаков гиперактивности, необходимо обратиться за консультацией к психологу. Специалист проведет диагностику психического и физического развития дошкольника и, при необходимости, направит родителя для получения ребенком специализированной медицинской помощи. Нельзя ругать и наказывать его за плохое поведение, не выяснив причины. Также важно обеспечить сбалансированное питание, ограничить просмотры телевизора и гаджетов, но добавить больше времени для прогулок на свежем воздухе для активного времяпровождения. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением, витамины — это тоже лекарства, которые необходимо принимать по назначению врача!

— Подытожим, на что родителям будущих первоклассников следует обратить внимание, чтобы подготовить свое чадо к школе?

— Организуйте распорядок дня: стабильный режим, рациональное питание, полноценный сон, прогулки, игровые занятия. Выполнение режима дня оказывает положительное воздействие на укрепление здоровья ребенка, формирует собранность, организованность, дисциплинирует.

Читайте и обсуждайте детские книги, беседуйте об окружающем, просите ребенка рассказать, как прошел его день. Все это поможет сформировать правильную речь, расширит кругозор и общую осведомленность. Больше гуляйте на свежем воздухе, играйте в подвижные игры с правилами, различные настольные игры, вместе лепите из пластилина фигуры, делайте аппликации, поделки из бумаги и другого материала. Устраивайте дома театрализованные представления, играйте в сюжетно-ролевые игры. Все эти простые приемы помогут в дальнейшем успешно учиться.

Если есть хоть малейшие сомнения по поводу готовности ребенка к школе, стоит сходить на прием к специалистам и проконсультироваться. Педагоги Барабинского филиала  областного Центра диагностики и консультирования проводят различные мероприятия для родителей детей дошкольного возраста. Давно и успешно зарекомендовали себя как индивидуальные, так и групповые консультации родителей, в том числе и родителей будущих первоклассников,  практикуется консультирование родителей вместе с ребенком, в процессе которого специалист имеет возможность провести диагностику, понаблюдать за будущим школьником, оценить его возможности, и дать рекомендации родителям. Консультационные услуги оказываются по различным направлениям, в том числе и по вопросам  готовности детей к обучению в школе. Обратиться за помощью в Барабинский филиал можно как по телефону (2-10-31), так и непосредственно посетив учреждение, которое расположено по адресу: г. Барабинск, ул. Некрасова, д.65.

Марина ТЕПЛЯКОВА.