Сб. Дек 7th, 2024

Жители Новосибирской области смогут рассчитывать на возврат денег, украденных кибермошенниками. С 25 июля начал действовать закон, который предусматривает ответственность банков при переводе денег на счета, включенные в специальную базу Банка России. В каких случаях будут возмещать потери от мошенничества и как действовать пострадавшему расскажет в интервью первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.

— Марина Валерьевна, в новостях постоянно пишут про обманутых людей, причем суммы ущерба какие-то колоссальные. Это действительно так или СМИ несколько преувеличивают?

— Я бы даже сказала, что преуменьшают, ведь в новости попадают далеко не все истории мошенничества. И при этом за кадром остаются провальные попытки, когда кражи удалось предотвратить. Каждый день антифрод-системы банков предотвращают большой объем хищений денег у клиентов. Например, с января по март этого года банки не дали мошенникам похитить больше двух триллионов рублей у россиян. Однако количество пострадавших остается значительным. За первые три месяца текущего года по данным Банка России было совершено почти 300 тысяч операций без согласия клиента, то есть как раз те самые мошеннические операции. Новый комплексный подход повысит финансовую ответственность банков, когда преступление можно было предотвратить, а также усилит защиту людей от кибермошенников.

— Как будет действовать закон?

— С 25 июля банки обязаны возвращать полную сумму украденных денег в течение 30 календарных дней после получения заявления от гражданина. Ущерб возмещается не всегда. Во-первых, если банк допустил перевод на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. Во-вторых, если банк не направил клиенту уведомление о переводе, который был совершен без согласия клиента. И третий случай, если клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия, то банк должен вернуть средства при условии, что клиент уведомил об этих фактах. То есть, если у банка была возможность помешать преступникам украсть деньги, но он по каким-то причинам не сделал этого, то ему нужно будет компенсировать человеку все потери.

Кроме того, банк обязан на два дня – так называемый период охлаждения – приостановить перевод средств или отказать в совершении клиентом операции, если выявит признаки, что манипуляции со счетом совершают мошенники. Банк уведомляет клиента о том, что перевод денег приостановлен или операция отклонена. При этом он объясняет, почему он это сделал, и что нужно предпринять, чтобы не допустить потерю денег.

— Не будут ли банки теперь блокировать все операции подряд?

— Нет. В законе четко прописаны случаи, когда банк должен приостановить перевод денег.

Вы рассказали про базу данных Банка России. Что это за база?

— Это специальная база, которая пополняется на основе данных от банков и других участников финансового рынка. В ней содержится информация о совершенных операциях, плательщиках и получателях денег, которые были связаны с мошенничеством.

Банк России обновляет эту базу ежедневно после получения информации о новых мошеннических операциях от участников информационного обмена. Также база пополняется за счет обращений граждан и компаний.

А когда банк не обязан возвращать клиенту деньги, которые ушли мошенникам?

— Если вы переводите деньги организации или человеку, который подозревается в мошенничестве, ваш перевод будет приостановлен на два дня. Банк вас предупредит, объяснит причину и срок приостановки. Если после двух дней вы захотите все-таки перевести деньги, то банк больше не несет никакой ответственности за ваши средства. Он вас предупредил, дал время обдумать решение. Но если это не остановило человека – тут уже ничего не сделаешь. Требовать вернуть эти деньги обратно бесполезно. Кроме того, если клиент потерял карту или ей воспользовались без его согласия, и он не рассказал об этом банку, то украденные деньги также возвращены не будут.