Чт. Апр 25th, 2024

Маленькая Валюша очень любила, когда мама доставала швейную машину, накрытую деревянную коробом. Она брала его в руки и представляла, что это портфель, а сама она – учительница. Когда в гости приходили соседки-подружки, Валя раздавала им листочки, брала «указку» и проводила уроки. Так с раннего детства начиналась ее «карьера» педагога. И хотя дядя по материнской линии все убеждал «Валя, иди на бугахтера», девочка выбрала для себя иную стезю — познания и преподавания наук, оставшись ей преданной на всю жизнь. По другому, наверное, и не могло быть, с такой-то «говорящей» фамилией – Ломоносова.

1969 г. Город Барабинск. В кабинет заведующего районо Н. П. Спиридонова, постучавшись, робко заглянула молоденькая  девушка: «Можно?». Присев на краешек стула, она, тая надежду в глазах, сразу заявила: «Я хочу работать учительницей». Николай Петрович внимательно выслушал посетительницу, подробно расспросил: где и как училась, кто родители и пр. Посмотрел документы и разочарованно протянул: «У-у, уважаемая, так Вам еще и восемнадцати лет нет!» В ответ она начала было объяснять, что на самом деле уже совершеннолетняя: в свое время мама по совету добрых людей, чтобы дочери пойти в первый класс с детьми 1952 года рождения (так как в 1951 г. ей на 1 сентября еще не исполнилось семь лет), исправила дату рождения с 19 ноября на 1 января следующего года. Но слово к делу не пришьешь.

Вопрос трудоустройства повис в воздухе. Неожиданно раздался телефонный звонок.

— Добрый день, Николай Петрович, это директор Новочановской школы беспокоит…

— Здравствуй, Федор Романович! Ты как раз вовремя. Тут у меня твоя вчерашняя выпускница сидит, Валентина Ломоносова. Уж дюже учительницей просится работать.

— Она сможет! – уверенно ответил Ф. Р. Киселев.

Так с легкой руки директора сельской десятилетки Валентина снова оказалась в священном для нее храме образования только уже в качестве педагога. Исполнилась ее мечта детства. Для начала она успешно окончила двухнедельные курсы, легко освоив новую методику преподавания основных дисциплин. И вот наступил долгожданный день знаний в Устьянцевской школе. В класс ее завела завуч: «Познакомьтесь, ребята, эта ваша учительница, Валентина Яковлевна, вы должны ее внимательно слушать и прилежно учиться».

С первых же дней дела у молодого педагога заладились. Природное чутье, пытливость ума и врожденная интеллигентность направили ее в нужное русло, позволили расположить к себе детей, заинтересовать их. Класс ей достался сдвоенный: 7 первоклашек и 18 третьеклассников.

— Крутилась, как юла, трудно было, но справлялась, — вспоминает Валентина Яковлевна. – Меня взяла к себе на квартиру Анна Карповна Абиралова, тоже учитель. Она очень многому меня научила: как уроки вести, как планы писать, как тетради проверять и т. д. Очень ей благодарна. Всегда добрые наставления давала. Мне вообще по жизни везло: к кому бы я ни обратилась за советом, никто не отказывал. Причем это делалось искренне и от души, с непритворным желанием помочь.

Год от года становился результативней и в работе, и в личной жизни. В. Я. Ломоносова вышла замуж за М. И. Ткаченко, окончила педагогическое училище, поступила в институт. По деревне шли разговоры о молодой, но очень способной учительнице. И родители стали стремиться попасть со своими чадами именно к ней в набор. По ее собственному признанию, как-то так получалось, что ученики ей доставались сильные. А, может, все-таки дело вовсе не в учениках было, а в ее собственном таланте? Ведь развить в несмышленыше-первокласснике способности к наукам – дорогого стоит! Заслужить при этом неподдельную ребячью любовь и привязанность. Бесчисленное количество раз, запутавшись в сложном сочетании имени-отчестве, они называли ее просто мамой. Смешные, наивные, непоседливые, но уже личности, и это, прежде всего, понимала их первая учительница.

— А хотели хоть раз кардинально сменить профессию? – спрашиваю у моей собеседницы.

— Никогда! Даже сейчас, поверни жизнь обратно, другого выбора не стояло бы! Я уходила на два года в детский садик (сама не знаю зачем), но поняла, что это не мое. Мне было важно учить детей, видеть, каких результатов и они, и я достигли.

— Как Вы считаете, есть ли отличия в учениках прошлого столетия и в современном подрастающем поколении?

— Безусловно. Времена другие и дети, соответственно, тоже. Когда я начинала педагогическую деятельность, даже телевизоров не было. Что уж про сегодня говорить, когда ребятишки чуть ли не с рождения разбираются во всех гаджетах? И учителям сейчас гораздо проще: все компьютеризировано, любая информация в свободном доступе, с распечаткой заданий, элементарно, никаких проблем. А мы все делали-рисовали от руки. Частенько приходилось засиживаться за полночь, изготовляя очередные тематические карточки, перфокарты или плакаты.

— А муж как на это реагировал?

— Он знал, кого в жены брал, — полушутя-полусерьезно отвечает Валентина Яковлевна. — Частенько Михаил Иванович сам помогал мне в оформлении — он хорошо рисовал.

Семья Ткаченко росла, родились дочь Таня и сын Яша. Для маленькой Тани мама стала и первой учительницей. Но никаких скидок и снисхождений в учебе: если другие ребята могли чего-то не ведать, то свои должны знать все. Быть может, и была немного строга с детьми педагог и мама, но сама она этого не помнит и «списывает» на молодость. Зато уж с внуками бабушка и уже дважды прабабушка совершенно другая. Так всегда бывает, когда люди становятся старше, мудрее и как-то чувствительнее, что ли. Хотя своим учительским навыкам она остается верна по-прежнему. Все внуки прошли через ее уроки: где-то заболели, пропустили занятия, где-то недопоняли. А тут любящая бабушка в спокойной домашней обстановке всегда терпеливо и доходчиво объяснит трудный материал.

— Почему все-таки начальные классы? Со старшими-то работать интереснее.

— Кто сказал? Когда видишь, как у этих маленьких птенчиков глазки горят, когда они тебя понимают, когда они  превращаются в умниц-учеников, это же настоящее чудо, счастье! Мы вместе и в походы ходили, и в разные прятки-салки-догоняшки играли, и на горке на санках катались, и на физкультминутках прыгали-скакали. С ними и сам становишься ребенком, и сама жизнь, кажется, веселее и эмоциональнее. Ну, и кроме того, не всем же работать со старшеклассниками, кто-то же должен и  малышей обучать.

Расставляя приоритеты, В. Я. Ткаченко утверждает, что в жизни каждого человека должны быть две главные вещи: семья и работа. Трепетно и с почтением относится она к истории своих родителей, простых колхозников: папа – фронтовик, прошедший горнило войны, мама – труженица тыла, на своих плечах вынесшая тяготы страшного времени. Бережно хранит все их документы, грамоты и награды и часто рассказывает про их жизнь внукам, чтобы и они помнили и не забывали. А про работу говорит так: «В основе труда учителя, особенно начальных классов, лежат добросовестность, ответственность и честность по отношению к себе, детям и родителям. Без этого в нашей профессии делать нечего!»

Такой она и была в школе, ее пример – тот редкий случай, когда человек любит свою работу, а работа любит его. И дело даже не в многочисленных званиях, грамотах, благодарностях, полученных за 41 год «службы», а в том, что действительно давала ребятишкам путевку в жизнь, учила, развивала и воспитывала их так, как это должен делать настоящий Учитель.

Автор: Марина ТЕПЛЯКОВА.