Прошедшие лета мелькают пред очами,

И в тихом восхищенье дух.

Самые яркие и теплые воспоминания связаны с детством и непременно со школьной порой. Тем ярче они с наступлением сентября: первые желтые листья, яркие цветные ранцы за спинами у учеников, пестрые букеты цветов, длинные русые косички и большие банты, десятки любопытных и беззаботных детских лиц… Прошли годы, волею судьбы я стала учителем и все те же картинки мелькают перед глазами с началом осени. Ничего не изменилось. А дороги они тем, что вспоминаешь свое детство, школьную пору, свою первую учительницу.

Помню, как часто задавала вопрос бабушке «Кто будет моим учителем?» и слышала в ответ – «Каверина Надежда Степановна, первая учительница твоей мамы». От этих слов становилось радостно, так как первый учитель мамы, конечно же, самый лучший и добрый.

Нам посчастливилось оказаться в классе, ставшим последним выпуском на ее долгом трудовом педагогическом пути. Надежда Степановна посвятила работе с детьми сорок лет, начала работать в школе в 1957 году.

Отчетливо и точно вспоминаю ее спокойное лицо, глаза как будто тронутые слезинкой, уже поседевшие волосы; твердый и уверенный взгляд, теплые руки. Признаться, я, наверное, была одной из немногих учениц, кто пришел в первый класс, толком не умея читать. Мне было даже стыдно, что ребята уже знали буквы и прекрасно складывали слоги. Но Надежда Степановна хвалила меня за старания и уверяла, что все будет хорошо. Так и вышло. Чтение стало самым любимым предметом. Как же проникновенно умеет мой учитель рассказывать, передавать чувства и эмоции героев. Мы жили ее историями и книгами. В моем детском воображении легко всплывали картины из рассказов и стихов, герои как будто сами повествовали свои судьбы. Она доносила смысл каждой прочитанной страницы до глубины души, непринужденно заставляла полностью проникнуться чувствами персонажей. С нетерпением мы забегали вперед в учебник, чтобы узнать, что же будем читать дальше. И как-то раз Надежда Степановна сказала, что я могу читать любые книжки сама. И не просто читать и понимать, а переживать их.

Первую любимую книгу мне посоветовала моя учительница – «Четвертая высота» Елены Ильиной. Книга о девочке Гуле Королевой, о ее советском детстве, интересной и событийной юности, молодости, которую так рано оборвала Великая Отечественная война. Перечитывала ее много раз. Плакала, но читала снова. Помню, как учитель задавала мне вопросы, а я с удовольствием отвечала, чем мне понравилась книга. Как оказалось, она советовала читать эту книжку и моей маме в ее далеком детстве.

Бесценен вклад в душу ребенка. Открывая мир вместе со своим первым учителем, мы научились любить природу своего края, села. Осень. Солнце еще пригревает своими лучами. Наш класс собирает гербарий: множество пестрых листьев и разных веточек. Надежда Степановна рассказывает нам о деревьях, цветах нашего района, затем аккуратно раскладывает листочки в большущую энциклопедию и говорит, что скоро будем делать альбом. У нее на столе всегда лежала аккуратная стопка книг: немного потрепанные переплеты, пожелтевшие странички, выцветшие картинки. Именно такие книги хотелось держать в руках, перелистывать страницы, читать. Потому что кто-то уже давным-давно прочел их до нас. Множество детских глаз пробегали глазами по строчкам и внимательно следили за судьбами героев. Какая радость, что и я могла их читать. До сих пор трепетно отношусь к стареньким, зачитанным «до дыр» книжкам, берегу и храню их. В них наше детство, наши искренние эмоции и чувства.

Еще более важным было то, что Надежда Степановна научила нас говорить о книгах, передавать их смысл, суть. Помню, как мы, ученики, старались побрать слова, не упустить самое важное, пересказывая отрывки своим одноклассникам. Подражали голосу учителя, ее манере рассказывать. Старались изо всех сил.

Однажды зимой мама, придя с работы, нашла меня в ванной комнате. Вокруг меня лежало много книг, но читала я одну. На вопрос, почему я читаю именно здесь, ответила, что Надежда Степановна тоже в детстве читала в ванной, потому что дома было очень холодно, а погреться можно было только у печки.

— Но ведь у нас же тепло! – а я хочу, как она. Холодно, а я с книжкой в руке и в одеяле. Зато очень интересно, по-настоящему.

Зимнее утро. На окнах всевозможные снежинки. Разглядывая их, ждем, когда учитель войдет в класс. В синем вязаном платье Надежда Степановна достает из коробки фонарики из цветной бумаги. Сегодня будем делать новые. А еще шишки, обертки и кучу всего находим в коробке. Шелестящие фантики, запах сосновых веток и мы, занятые делом, стараемся сделать самую лучшую поделку.

Учитель подходит к каждому, советует, помогает, рассказывает об игрушках, которые она делала с другими учениками. Иногда рассказывала о них, говорила теплые и добрые слова. Надежда Степановна любила детей, рассказывала истории прошлых лет и всегда при этом улыбалась.

Прошло много лет, как мы покинули стены родной Новокозловской школы, но всегда вспоминаю уверенный и спокойный голос своего первого учителя. Осознаю ее упорное желание передать нам свои знания, научить нас любить свою родину, свое село. Она учила нас уважать людей, ценить дружбу, быть людьми. Долгих лет жизни и крепкого здоровья вам, Надежда Степановна. За яркий свет ваших искренних глаз, за доброту и мудрость, честность и открытость, за частичку души, которую вы вложили в меня, за яркую искорку, зажженную в далеком детстве – спасибо.

Ольга Викторовна Захваткина, учитель иностранных языков, МБОУ СОШ №92.