«Алефтина Анатольевна, дорогая Вы наша, любимая учительница, здравствуйте!» – здоровенный прохожий сгреб в охапку женщину. Та в замешательстве глянула на него и вдруг вся словно просияла: в этом бородатом двухметровом дяде она признала того самого Сашку-хулигана из 4 «б» класса, которому так не давался русский язык. «Моя ж ты рыбонька, золотце, ягодка!» — приговаривала она, гладя своего бывшего ученика, как когда-то в детстве, по вихрастой голове. Вне зависимости от возраста они все до одного так и остались для нее зайками, птенчиками, солнышками. И встречи с повзрослевшими воспитанниками, даже случайные, даже на бегу, всегда искренне радуют ее сердце.
Никогда у А. А. Вайхель не было плохих учеников, ни разу за 32 года педагогического стажа. И даже самые отчаянные сорвиголовы вели себя на уроках тише воды, ниже травы. Гипноз? Грозный окрик? Просто везение?
— Я никогда не повышала на детей голос, — вспоминает Алефтина Анатольевна, — умела договариваться с каждым. Двойки тоже старалась не ставить: лучше дополнительно позаниматься с ребенком после уроков, чем засыпать его плохими отметками. Человек по 15 сидели каждый день, знания подтягивали. А как по-другому, если в классе 45 душ, даже парты приходилось подставлять к самой доске так, что места не хватало? Дети разные: кто-то на лету подхватывает информацию, а кому-то надо несколько раз объяснить. Вообще это время всегда вспоминаю с улыбкой. Что мы только ни делали, куда только ни выезжали! Сколько мероприятий провели!
Любовь к будущей профессии А. Вайхель впитала, можно сказать, с молоком матери — учителем физики. Разговоры за столом всегда были о детях, педагогике, которые так вдохновили юную слушательницу, что в 6 классе она стала вожатой в школе № 48. Проводила классные часы, пионерские сборы, вместе с подопечными собирала металлолом, макулатуру, ходила с ними в походы. А после 7 класса устроилась нянечкой в детский сад. Иного пути, как поступать в педколледж для нее уже просто не существовало.
— Для меня ученики – это мои дети, продолжение меня, потому что я в них вкладывала самое доброе, светлое, все то, что умела и знала сама.
Оттого, очевидно, и помнят всю жизнь первую учительницу ее вчерашние мальчишки и девчонки. Всю свою любовь и нежность щедро выливала она на маленьких несмышленышей, будущих железнодорожников, врачей, воспитателей и т. д. Чтобы сводить концы с концами, ей приходилось трудиться в две смены. При этом умудрядряться не только готовиться к урокам и многочисленным мероприятиям, проверять тетради, но и получать высшее образование (педуниверситет закончила с красным дипломом). Единственный сын, Денис, хоть и скучал по маме, когда она задерживалась в школе, но гордился тем, что ее любят и ценят взрослые и дети, и как мог помогал по дому.
Не успела Алефтина Анатольевна оглянуться, как долгожданный сыночек уже сам стал родителем. Конечно же, в своем внуке счастливая бабушка души не чает, балует его и прощает любую шалость.
— Знакомые говорят – ты нисколько не меняешься. Как мне кажется, те, кто работает с детьми, сам немного становится ребенком. Любовь к школе я пронесла через всю свою жизнь. До сих пор 1 сентября, когда ребятня идет с букетами цветов, где бы ни находилась, всегда слышу перелив первого звонка и мысленно стою вместе со всеми на торжественной линейке.
В силу личных обстоятельств работу в школе А. А. Вайхель была вынуждена оставить, о чем порою сожалела. Однако, скучать без детских голосов ей не приходится. Почетный работник образования нашла себя в Барабинском краеведческом музее. Поначалу сильно тосковала по самой атмосфере учебного заведения, которому посвятила большую часть жизни. Но в скором времени новая должность увлекла. С головой окунувшись (по-иному не привыкла) в дотоле незнакомый мир краеведения, Алефтина Анатольевна поняла: все, что ни делается – к лучшему. Формат общения с детьми у нее остался прежний, лишь немного изменилась форма подачи материала. А уж ответная реакция маленьких любознаек (и больших, кстати, тоже) лишний раз подтверждает: этот человек находится на своем месте не зря. Она тщательнейшим образом готовится к любой программе, выставке, лекции, квесту и т. п., читать по бумажке – не в ее стиле. По глазам посетителей будет понятно, понравилось им или нет. А чтобы вовлечь их в происходящее, нужно вложить свои эмоции, переживания, вести живой диалог. Количество присутствующих притом неважно, даже если придет всего один человек, он не останется без внимания.
— Нынче летом зашел к нам молодой парень, говорит: «Я из Санкт-Петербурга, проездом здесь, можно посмотреть ваш музей?» Я ему все показала, рассказала, мы еще долго потом беседовали. Он был под впечатлением: «Надо же, городок вроде небольшой, а столько в нем всего интересного, такая богатая история!»
Новое дело А. А. Вайхель считает продолжением педагогического труда. По ее словам, не важно, где человек работает, важно его восприятие, отношение к профессии. А главное, уважение к людям надо воспитывать, прежде всего, в самом себе, а уж потом в окружающих. Посетители музея разных возрастов знают: если мероприятие проводит эта замечательная добрая женщина, то оно пройдет на высшем уровне. Все больше людей приходят сюда благодаря ее активной деятельности. Узнают на улице, здороваются. Ребятишки, завидев издалека, бегут обниматься — для каждого найдется ласковое слово и не только. Да, детей не обманешь, они на интуитивном уровне чувствуют ложь, их чистое сознание легко определяет, какие люди хорошие, а какие нет.
Бывшие выпускники не забывают свою первую учительницу. Вещи, продукты, учебные принадлежности – чего только ни приносила она в школу, чтобы ее первоклашки были чистые, накормленные и обогретые. Порою, не получив любви, уважения или понимания от родителей, они (особенно из неблагополучных семей) находили их у Алефтины Анатольевны. Ее щедрого сердца хватало на всех. С годами чувство привязанности лишь растет. Подросшие птенцы звонят, приходят в гости, делятся своими радостями и горестями. Это дорогого стоит. Но маленькие детки – маленькие бедки, а большие детки — и большие бедки. Так один из учеников, Рома Логвиненко, перед отправкой добровольцем в зону СВО попросил благословения у своей второй мамы. Она попыталась его отговорить, но решение настоящего мужчины непоколебимо. Тогда по старинной русской традиции перекрестив служивого в дорогу, напутствовала: «Сынок, умоляю, береги себя! Ты мне нужен! Пиши всегда, как только сможешь. Хотя бы два слова: я жив. Для меня это самое главное. Храни тебя Господь!». Он пообещал писать и слово свое держит. Его немногословные приветы из-за ленточки греют душу: живой, слава Богу!
В заботах и хлопотах пролетает время. Вот уже и внук — первоклассник, своими успехами радует бабушку. Говорят, что бывших педагогов не бывает. Глядя на Алефтину Анатольевну, понимаешь, что это действительно так. Куда бы ни повернула судьба, какие бы ни подкинула сюрпризы, а сердце ее навсегда будет принадлежать подрастающему поколению.
Марина ТЕПЛЯКОВА.
О видах устойчивых к антибиотику бактерий, больничных инфекциях и лабораторном тестировании антибиотиков рассказала главный микробиолог…
В Центре культуры и досуга города Барабинска состоялось незабываемое событие для членов клуба «Сибиряк» -…
В сезон распродаж вы получаете письмо по электронной почте, в котором вам обещают хорошую скидку…
Судебные приставы организовали комплексное мероприятие с участием нескольких ведомств, чтобы переселить из ветхого жилья 83-летнюю…
Опыт функционального слияния нескольких диспетчерских Новосибирска и расположенных рядом с ним районов оказался удачным –…
Существует множество способов выразить свою любовь и поздравить любимых мам с приближающимся праздником. Так, Первые…