Ср. Апр 24th, 2024

«Я тут подумал: «А что же это я все заморских чудовищ делаю, совсем про наших забыл…» Поэтому новая работа – «Баба Яга». Такая подпись стояла под художественным снимком с изображением фольклорного персонажа славянской мифологии, сделанного из кожи. Ступа, метла, горящие огнем глаза, всклокоченные волосы и нос крючком – все атрибуты главной героини русских сказок на месте. Вроде бы и страшный образ, но почему-то абсолютно не боязно. Кажется, что Баба Яга вот-вот крикнет: «Чую, чую – человечьим духом пахнет!» А потом рассмеется и добавит по-филатовски: «Вообче-то я хитра В смысле подлости нутра Да чавой-то мне сегодня Не колдуется с утра!..»

Подобных монстриков у Николая Докучаева полный набор: леший, Кащей Бессмертный, разная болотная нечисть, абсолютно фантастические чудовища и апоморфные существа. Свои творения он создает по собственной уникальной авторской методике, а их фотографии выкладывает в соцсети. Листая страницы ВКонтакте я как раз случайно и наткнулась на одну из них. Мне повезло – долго разыскивать умельца не пришлось: Николай Сергеевич работает художником-декоратором в районном Доме культуры «Модерн». Параллельно с основной работой занимается фотографией, фотошопом, участвует в танцевальных номерах, художественной самодеятельности и пр. Творческая личность, одним словом.

— Дело было вечером, делать было нечего, — шутливо отвечает мастер на мой вопрос «как решили заняться столь необычным ремеслом?». – Просто после трудового дня дома казалось одиноко и скучно, нечем заняться. Как-то в интернете наткнулся на работу из кожи (доисторический  ящер), и мне пришла идея: а почему бы не попробовать сделать что-нибудь аналогичное самому. В колледже культуры и искусств нам преподавали науку обращения со множеством материалов: бумага, дерево, глина и многое другое. Однако, так как это не основное направление, то ему уделялось немного времени: азы и небольшие творческие работы – кулоны, панно. Поэтому все мои поиски были, можно сказать, на ощупь. Пока приобрел навык, не один раз подпаливал вместе с чужой кожей и свою собственную. Начинал с ящериц, драконов. В дальнейшем персонажи становились сложнее, детализированнее. Теперь могу сделать любой образ, хоть реально существующий, хоть вымышленный.

В обличии фантастических героев продумано все, вплоть до мелочей. Казалось бы, какая разница, сколько зазубрин на мече у какого-нибудь монстра, если он вложен в ножны, которые находятся на спине под плащом? Другой бы даже не задумался об этом. Но не таков Н. Докучаев, уж коли взялся за дело, обязательно скрупулезно проработает каждую пусть и незаметную глазу деталь. Такая у него заслуживающая уважения черта характера. Как и любовь к животным, идущая с детства: мальцом Николай приносил домой (а родом он из с. Казанцево) выпавших из гнезда птенцов, подбитых охотниками птиц, раненых животных. Благодаря его заботе, в хозяйстве водились лисы, зайцы, ежи, тушканчики, ящерицы, тарантулы и прочая мохнатая-крылатая-ползающая живность. Один ежик приспособился ночью вылезать через кошачью дырку из подпола, где обитал в дневное время, забирался по простыне на кровать и ложился рядом с маленьким хозяином под одеяло. Так что вставать-просыпаться тому приходилось весьма и весьма осторожно. При этом лесные и полевые гости еще и потомство приносили, приходилось принимать у них роды, а в дальнейшем приглядывать за малышами. Имелись также хищные птицы – коршуны (подобранные с поломанными крыльями), совы, для которых пришлось строить в ограде большой вольер и огораживать его металлической сеткой. После лечения братьев меньших отпускали на волю. Так, заботясь о своих пушистых и не очень подопечных, Николай постигал мир, учился состраданию и милосердию.

Стаж его необычного творчества пока небольшой – всего пять лет, но уже есть успехи,  достижения, множество грамот и дипломов. Н. Докучаева неоднократно приглашали на разного рода выставки, а в прошлом году он стал обладателем золотой медали в декоративно-прикладном творчестве в культурной олимпиаде Новосибирской области. Число готовых работ перевалило за сотню.

— Как люди воспринимают ваших героев, все-таки они весьма необычны и оригинальны?

— Комментарии всегда положительные. Один раз, правда, на выставке, бабушка перекрестилась (смеется – прим. автора). Я вижу, что мои работы нравятся окружающим, а это является стимулом творить дальше, удивлять новыми произведениями. Когда кто-нибудь дает дельный совет, то почему бы им и не воспользоваться? Да и как расти, если вариться только в собственном соку? Первые мои работы были покрашены черной краской, впоследствии решил взять ее за основу, создать, так сказать, свой фирменный стиль. Хотя есть и цветные, но мало.

— И все же, почему именно монстры?

— Некоторые думают про таких, как я: что за больная фантазия? Нормальный человек не будет делать страшилок. Тем не менее, прекрасное ведь не только в цветочках и ягодках, но и в чем-то мистическом и порой даже жутком. Любителям экстраординарного свойственно создавать вещи, из ряда вон выходящие. Я не маньяк и не сектант, если что (снова смеется – прим. автора). У меня имеются и собирательные персонажи, и вполне безобидные герои: птицы, медузы, морской конек и пр. Так, например, бурый медведь изначально планировался, как монстр, но когда я сделал его морду, она оказалась очень милая. Ну ладно, раз так вышло, пусть, думаю, будет просто мишка. Есть работы, образ которых рождался во сне. Соскакивал ночью с кровати, хватался за карандаш, бумагу, делал эскиз. Бывает, идею подкидывают подписчики.

На каждую работу у Николая уходит 2-3 недели, в зависимости от объема и количества деталей. Основа задается проволочным каркасом. В дальнейшем в ход идет изолента, фольга либо поролон. При этом следует учитывать толщину кожи, из-за чего объем фигуры будет увеличен, знать анатомию человека или персонажа (даже если он апоморфный, все равно нужно соблюдать каноны). Порой сам автор иногда не знает, какой получится итог, ведь изделия, бывает, сами решают (странно звучит, не правда ли?) добрыми им быть или злыми, спокойными или бесноватыми. Своих героев он любит, в чем не стесняется признаться, и считает их не игрушками, а произведениями.

— Каждый образ уникален, и я понимаю, что больше никогда не сделаю ничего похожего на предыдущую работу, она в единственном экземпляре. Поэтому не выставляю их на продажу, какую бы сумму мне ни предлагали, а лишь иногда разыгрываю в качестве приза для своих подписчиков.  

— Но ведь хобби должно приносить доход…

— Вы знаете, моя мама так говорит: деньги прах. И я с ней полностью согласен. А между тем место на полочках заканчивается…

— А как Вы относитесь к своим персонажам, разговариваете с ними?

— Я, конечно, одержимый, но не до такой степени. Да, порой они оживают (трудно поверить, но это на самом деле так). Нет никакой вибрации, порывов ветра, фигура весьма устойчивая и вдруг спрыгивает с полки. Мистика? Сам не знаю. По натуре я скептик и в потусторонние силы не верю. Когда очередной персонаж готов, становится немного грустно. Это как с прочтением книги. Ты увлекся сюжетом, переживал за героев, а тут раз – и конец. Но долго скучать не приходится, новая работа уже ждет. Многое зависит от вдохновения. Если его нет, ничего не получается, так, пустое времяпровождение.    

Любовь к творчеству передается в семье Докучаевых вместе с набором хромосом. Женщины занимаются вязанием, вышивкой и пр. Отец, Сергей Анатольевич, плетет из бересты исконно-русские предметы: туески, чайники, шкатулки. Поначалу и Николай увлекся данным искусством, однако работать с кожей ему показалось интересней. Примечательно, что прежде чем приступить к созданию персонажа, он интересуется его «автобиографией»: историей возникновения, способностями, сверхсилой и т. д. Зачастую герои подсмотрены им в мифах и легендах разных народов мира и даже в мультфильмах, которые он с удовольствием смотрит до сих пор и будет смотреть, как сам утверждает, и в пятьдесят лет, и в семьдесят (сейчас ему тридцать пять).

— Я всегда говорил людям: есть желание – творите, занимайтесь любимым делом, развивайтесь. И не бойтесь критики. Всем не угодишь, у каждого свой взгляд, свое мнение. Главное – никому не навязываться. Делать для себя, для души, вкладывать эмоции, чувства и радоваться конечному результату вместе с близкими по духу людьми.  

Марина ТЕПЛЯКОВА.