Наверное, сколько будет существовать человечество и его потребность в духовном, нравственном, столько и будут спорить люди о том, что первично для культработника – призвание или профессия. Это как курица или яйцо… Всегда найдутся аргументы в пользу того или иного…
Но оставим разномыслие за кадром. Давайте накануне профессионального праздника посмотрим, как в профессию приходят благодаря призванию… И уже с культурой не расстаются никогда.
Сергей Киселев, деревенский парнишонка, на слух перебирающий кнопки гармони и улавливающий мелодию, вряд ли задумывался о сцене. Куда там! Это как небожители. А вот на любой вечеринке гармонист – первый парень. Хоть кадриль и не исполнить, зато кадрить – запросто! Да и постарше жители тоже уважительно относились, песня в миру – дело первое. С нею и на покос, и на дойку, и в горе и в радости…А петь наш народ всегда любил. Вот только подросший Сергей решил выбрать для себя сложную и очень уважаемую профессию, нужную по тем временам, когда во всю осваивалась целина. Решил для себя, что станет агрономом – семеноводом. Отучился, вернулся, с юношеской старательностью окунулся в сезонные заботы-хлопоты, семью, как и положено, завел. Руководство совхоза заприметило хваткость молодого специалиста, и уже после пяти лет трудовой деятельности ему доверяют должность управляющего фермой.
Юному читателю нужно пояснить. Это не совсем то, что представляется сейчас – главный на животноводческой ферме со всеми вытекающими. Фермами именовали деревни, в которых жили и работали десятки семей. Но, как точно подметили исследователи этого села, скучно и бесцветно звучало ферма № 4. И в 1976 году ставшее многонациональным село благодаря вынужденным переселенцам, переименовали в Тополевку. В общем, на плечи молодого специалиста свалилось все счастье сельхозработ, и бытовых проблем односельчан. А со всеми бедами шли к управляющему, и не важно, день сейчас или ночь, зима или самый разгар страды…
Вот только душа уже стала изнывать по песне. И Сергей уже Михайлович (как по иному к начальству–то?) решается все изменить – уходит заведующим клубом. С одной стороны – практически на пустое место – стены да пол, а с другой – неистребимое желание выплеснуть все эмоции песней. И тут карьерный рост не заставил себя ждать. Через пять лет он возглавил уже Новоярковский Дом культуры – высотное здание с большою сценою… и пустующими помещениями. Сам руководит, сам исполняет, сам привлекает. В то время это было единственный выход, чтоб культура на селе жила – привлекать молодежь, бюджетников, ветеранов, чтобы очаг культуры не погас. А на дворе между тем – 90-ые.
Кто помнит, тот знает. Сельское хозяйство приходит в упадок, ни зарплат, в лучшем случае натурой, ни пособий пенсионерам и детям.
Ну да ладно, о грустном. Выжили, пережили, а может и здесь песня-то и помогла, не позволила душам зачерстветь. Да и коллектив стал подбираться. Из местных на подмогу пришли Александр Сартаков и Лия Синяткина, и… о счастье! даже специалист – художественный руководитель нашелся: Надежда Колесникова.
Четыре человека! Это не один! Молодые, эмоциональные, любящие песню. Это, давайте приобщимся хоть чуть-чуть к культуре: квартет. Ну, или ансамбль. Эстрадный, правда с натяжкой — инструментальный.
Все готовы были освоить, да только с аппаратурой беда. Пороги властей оббивали и выбивали всякими правдами и неправдами. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Помните, говорила, что зарплат не было. Бюджет пуст. Но тогда и во всю бартер расцвел. Свою первую клавишную Yamaha на зерно выменяли. А голоса у молодых зазвучали, сплелись, разлились. Уже и сами стали зарабатывать на инструменты – азарт в культуре всегда был, как в спорте. Если новую вершину не покоришь – в аутсайдерах.
— Я для себя понял, — вспоминает Сергей Михайлович, — мало ноты изучить, репетировать часами. Пока не почувствуешь слушателя, не поймешь аудиторию и ее запросы, не видать успеха.
Но, поправляется тут же директор КДО «Унисон» С.М.Киселев, своих ребят я все же заставил получить профессии культработников. У меня теперь все (смеется) дипломированные.
Репертуар решили оттачивать. На разную публику, на свадебные — залихватские да плясовые, на душевную ностальгическую, а теперь, как показывает время и на востребованную патриотическую тему.
Не остается равнодушным зритель. В число их поклонников попал в свое время и депутат Госдумы Н.М.Харитонов, председатель общественной организации «Землячество» Н.Г.Гаращук. По их приглашениям выезжали с концертами в Москву, покоряли сердца слушателей в театре эстрады Г. Хазанова.
По протекции Николая Михайловича стали практически постоянными участниками алтайского фестиваля памяти Михаила Евдокимова. На нем выступают самые именитые исполнители, а барабинцы всякий раз привозят оттуда дипломы лауреатов и грамоты, Благодарственные письма руководству Барабинского района, которое способствует развитию культуры и помогает нашим землякам участвовать в таких престижных фестивалях и концертах, демонстрировать истинный дух народной культуры, что не просто берет за душу, а разрывает ее подчас.
Послесловие. К вопросу: профессия или призвание. Были попытки уйти из профессии. Но не случилось, возвращались. Знать призвание, приведшее к профессии, сильнее всего.
А между тем, коллектив продолжает работать не просто творчески, стремится приобщить к искусству совсем юных, научить любить песню. Потому и смена подрастает. В Новоярковском СДК уже оттачивает мастерство еще один молодежный ансамбль, и появился благодаря Татьяне Колесниковой ансамбль ложкарей. А это не щи лаптем хлебать! Еще дадут о себе знать! Потенциал есть и есть на кого равняться.
Маргарита Чередова.