О людях

Редкий случай

Маленькая Валюша очень любила, когда мама доставала швейную машину, накрытую деревянную коробом. Она брала его в руки и представляла, что это портфель, а сама она – учительница. Когда в гости приходили соседки-подружки, Валя раздавала им листочки, брала «указку» и проводила уроки. Так с раннего детства начиналась ее «карьера» педагога. И хотя дядя по материнской линии все убеждал «Валя, иди на бугахтера», девочка выбрала для себя иную стезю — познания и преподавания наук, оставшись ей преданной на всю жизнь. По другому, наверное, и не могло быть, с такой-то «говорящей» фамилией – Ломоносова.

1969 г. Город Барабинск. В кабинет заведующего районо Н. П. Спиридонова, постучавшись, робко заглянула молоденькая  девушка: «Можно?». Присев на краешек стула, она, тая надежду в глазах, сразу заявила: «Я хочу работать учительницей». Николай Петрович внимательно выслушал посетительницу, подробно расспросил: где и как училась, кто родители и пр. Посмотрел документы и разочарованно протянул: «У-у, уважаемая, так Вам еще и восемнадцати лет нет!» В ответ она начала было объяснять, что на самом деле уже совершеннолетняя: в свое время мама по совету добрых людей, чтобы дочери пойти в первый класс с детьми 1952 года рождения (так как в 1951 г. ей на 1 сентября еще не исполнилось семь лет), исправила дату рождения с 19 ноября на 1 января следующего года. Но слово к делу не пришьешь.

Вопрос трудоустройства повис в воздухе. Неожиданно раздался телефонный звонок.

— Добрый день, Николай Петрович, это директор Новочановской школы беспокоит…

— Здравствуй, Федор Романович! Ты как раз вовремя. Тут у меня твоя вчерашняя выпускница сидит, Валентина Ломоносова. Уж дюже учительницей просится работать.

— Она сможет! – уверенно ответил Ф. Р. Киселев.

Так с легкой руки директора сельской десятилетки Валентина снова оказалась в священном для нее храме образования только уже в качестве педагога. Исполнилась ее мечта детства. Для начала она успешно окончила двухнедельные курсы, легко освоив новую методику преподавания основных дисциплин. И вот наступил долгожданный день знаний в Устьянцевской школе. В класс ее завела завуч: «Познакомьтесь, ребята, эта ваша учительница, Валентина Яковлевна, вы должны ее внимательно слушать и прилежно учиться».

С первых же дней дела у молодого педагога заладились. Природное чутье, пытливость ума и врожденная интеллигентность направили ее в нужное русло, позволили расположить к себе детей, заинтересовать их. Класс ей достался сдвоенный: 7 первоклашек и 18 третьеклассников.

— Крутилась, как юла, трудно было, но справлялась, — вспоминает Валентина Яковлевна. – Меня взяла к себе на квартиру Анна Карповна Абиралова, тоже учитель. Она очень многому меня научила: как уроки вести, как планы писать, как тетради проверять и т. д. Очень ей благодарна. Всегда добрые наставления давала. Мне вообще по жизни везло: к кому бы я ни обратилась за советом, никто не отказывал. Причем это делалось искренне и от души, с непритворным желанием помочь.

Год от года становился результативней и в работе, и в личной жизни. В. Я. Ломоносова вышла замуж за М. И. Ткаченко, окончила педагогическое училище, поступила в институт. По деревне шли разговоры о молодой, но очень способной учительнице. И родители стали стремиться попасть со своими чадами именно к ней в набор. По ее собственному признанию, как-то так получалось, что ученики ей доставались сильные. А, может, все-таки дело вовсе не в учениках было, а в ее собственном таланте? Ведь развить в несмышленыше-первокласснике способности к наукам – дорогого стоит! Заслужить при этом неподдельную ребячью любовь и привязанность. Бесчисленное количество раз, запутавшись в сложном сочетании имени-отчестве, они называли ее просто мамой. Смешные, наивные, непоседливые, но уже личности, и это, прежде всего, понимала их первая учительница.

— А хотели хоть раз кардинально сменить профессию? – спрашиваю у моей собеседницы.

— Никогда! Даже сейчас, поверни жизнь обратно, другого выбора не стояло бы! Я уходила на два года в детский садик (сама не знаю зачем), но поняла, что это не мое. Мне было важно учить детей, видеть, каких результатов и они, и я достигли.

— Как Вы считаете, есть ли отличия в учениках прошлого столетия и в современном подрастающем поколении?

— Безусловно. Времена другие и дети, соответственно, тоже. Когда я начинала педагогическую деятельность, даже телевизоров не было. Что уж про сегодня говорить, когда ребятишки чуть ли не с рождения разбираются во всех гаджетах? И учителям сейчас гораздо проще: все компьютеризировано, любая информация в свободном доступе, с распечаткой заданий, элементарно, никаких проблем. А мы все делали-рисовали от руки. Частенько приходилось засиживаться за полночь, изготовляя очередные тематические карточки, перфокарты или плакаты.

— А муж как на это реагировал?

— Он знал, кого в жены брал, — полушутя-полусерьезно отвечает Валентина Яковлевна. — Частенько Михаил Иванович сам помогал мне в оформлении — он хорошо рисовал.

Семья Ткаченко росла, родились дочь Таня и сын Яша. Для маленькой Тани мама стала и первой учительницей. Но никаких скидок и снисхождений в учебе: если другие ребята могли чего-то не ведать, то свои должны знать все. Быть может, и была немного строга с детьми педагог и мама, но сама она этого не помнит и «списывает» на молодость. Зато уж с внуками бабушка и уже дважды прабабушка совершенно другая. Так всегда бывает, когда люди становятся старше, мудрее и как-то чувствительнее, что ли. Хотя своим учительским навыкам она остается верна по-прежнему. Все внуки прошли через ее уроки: где-то заболели, пропустили занятия, где-то недопоняли. А тут любящая бабушка в спокойной домашней обстановке всегда терпеливо и доходчиво объяснит трудный материал.

— Почему все-таки начальные классы? Со старшими-то работать интереснее.

— Кто сказал? Когда видишь, как у этих маленьких птенчиков глазки горят, когда они тебя понимают, когда они  превращаются в умниц-учеников, это же настоящее чудо, счастье! Мы вместе и в походы ходили, и в разные прятки-салки-догоняшки играли, и на горке на санках катались, и на физкультминутках прыгали-скакали. С ними и сам становишься ребенком, и сама жизнь, кажется, веселее и эмоциональнее. Ну, и кроме того, не всем же работать со старшеклассниками, кто-то же должен и  малышей обучать.

Расставляя приоритеты, В. Я. Ткаченко утверждает, что в жизни каждого человека должны быть две главные вещи: семья и работа. Трепетно и с почтением относится она к истории своих родителей, простых колхозников: папа – фронтовик, прошедший горнило войны, мама – труженица тыла, на своих плечах вынесшая тяготы страшного времени. Бережно хранит все их документы, грамоты и награды и часто рассказывает про их жизнь внукам, чтобы и они помнили и не забывали. А про работу говорит так: «В основе труда учителя, особенно начальных классов, лежат добросовестность, ответственность и честность по отношению к себе, детям и родителям. Без этого в нашей профессии делать нечего!»

Такой она и была в школе, ее пример – тот редкий случай, когда человек любит свою работу, а работа любит его. И дело даже не в многочисленных званиях, грамотах, благодарностях, полученных за 41 год «службы», а в том, что действительно давала ребятишкам путевку в жизнь, учила, развивала и воспитывала их так, как это должен делать настоящий Учитель.

Автор: Марина ТЕПЛЯКОВА.

Редакция

Recent Posts

Закроют переезды

В связи с производственными работами по погрузке рельсовых плетей в период с 23 по 25…

22 часа ago

Областной капитал помог купить жильё и технику

Региональной мерой поддержки, которая входит в нацпроект «Демография», семьи могут воспользоваться в беззаявительном порядке. Размер…

22 часа ago

Победа в конкурсе

Отремонтируют четвертый этаж гостиницы муниципального казенного учреждения «Профилакторий «Бараба». Возможным это стало благодаря участию в…

22 часа ago

Оставшиеся средства маткапитала можно проверить на Госуслугах

Если вы уже использовали часть средств маткапитала и хотите узнать сумму остатка, то сделать это…

22 часа ago

Семейная история как часть истории страны

Воспитанник Центра дополнительного образования детей Даниил Комаров, занявший третье место в номинации «Родословие» VII краеведческой конференции…

2 дня ago

Посвящение своей школе

Темой исследовательской работы Артема Комарова стала своя родная школа - Кармаклинская средняя имени Героя Советского Союза Д.П.…

2 дня ago